Конспекти уроків (рос.)


   
_________________________________________________________

    «Согласовано»
     ____ / _________
     _____

Конспект
урока русского языка,
проведенного Кияшко Аленой Игоревной
в 5-Б классе, 23.11.12


Тема: Диалог. Знаки препинания при диалоге.
Цели:
Образовательные:
§  закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложениях; составлять предложения с прямой речью по схемам;
§  познакомить учеников с понятием диалога и с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога;
§  выработать навык пунктуации при диалоге;
§  повторить пунктуационные и орфографические правила.
Развивающие:
§  развивать навыки постановки знаков препинания при диалоге; навыки правильного построения и использования диалога; лингвистическую и коммукативную компетенции;
Воспитательная:
§  воспитывать внимательного и культурного собеседника, читателя.

Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, интервью-опросник.
Ход урока
І. Организационный этап
- приветствие
ІІ. Оглашение темы урока
Диалог.
*Оглашение д/з
ІІІ. Актуализация опорных знаний  учащихся
·        Выполнение упражнения
2 ученика у доски работают с индивидуальными карточками.
*см. Приложения
Все остальные в тетрадях.
Схематический диктант.
На доске записаны схемы предложений с прямой речью. Зачитываю предложение, а учащиеся записывают только схему к этому предложению.
1) Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» А: «П!»
2) «Нечего делать, видно судьба такая», - подумал я. «П», - а.
3) Маяковский написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». А: «П».
4) «Какое чудо!» - воскликнул мальчик. «П!» - а.
5) «Кто здесь?» - раздалось в тишине. «П?» - а.
Проверка.
·        Беседа
- Скажите, какими способами можно передать чужую речь?
(Прямая речь, косвенная речь)
- Встречались ли вы в художественной литературе с какими-то другими способами передачи чужой речи?
(Диалог)
·        Теоретическая часть
- Что такое диалог? Знаете ли вы, как он оформляется на письме?
Давайте сверим наши предположения с учебником!
С. _______
 

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ним ставится тире.
Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи (но без кавычек).

- Записываем правило в тетрадь.
Диалог  -  диа -  два
                  логос  -  слово (греческое)

Реплика  -  речь каждого лица.

Монолог  -  монос  -  один
                    логос  -  слово (греческое)
(Высказывание одного человека)

·        Работа с учебником
Упражнение № ______

·        Физкультминутка  «Диалог»
-Как живёшь?
- Вот так! (поднимают вверх большой палец).
-  Как идёшь?
- Вот так! (маршируют).
-  Как бежишь?
-  Вот так!
- Как плывёшь?
-  Вот так!
-  Ночью спишь?
-  Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).
-  Как шалишь?
-  Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).
-  Как грозишь?
-  Вот так!
______
- Садитесь, молодцы! А скажите, кто внимательный и заметил, что наша физкультминутка тоже была в форме диалога?
·        Беседа
Прослушайте два диалога, записанные на магнитофоне.
1)  - Алло. Здравствуйте! Будьте  добры, позовите, пожалуйста, Лену.
- Сейчас.
- Алло. Я слушаю.
- Лена, ты сегодня не была в школе. Ты заболела? Как ты себя чувствуешь?
- Я заболела. Сейчас я чувствую себя уже лучше.
- Мы бы хотели тебя навестить. Когда это лучше сделать?
- Спасибо, но доктор пока не разрешает.
- Выздоравливай. До свидания.
2)  - Алло. Позовите Катю.
- Сейчас.
- Я у телефона.
 - Пойдём на каток.
- Нет, я ещё музыкой не занималась, а у меня завтра урок.
- Ладно! Пока!
·        Анализ диалогов
     - Скажите, какой диалог понравился вам больше?
Почему?
·        Составление правил ведения диалога.
Посмотрите на доску. Внимательно прочитайте «Кодекс ведения диалога». Знакомо ли вам это слово?
1. Начиная разговор, не забудь поздороваться, представиться.
2. Будь вежлив с собеседником.
3. Не перебивай, умей выслушать.
4. Будь доброжелателен и приятен в общении.
5. Обращаясь к кому-либо с просьбой, вспомни слова:  пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо.
6. По окончании разговора не забудь попрощаться.
- Посмотрите внимательно, есть среди этих правил лишнее? Если да, то какое? Почему?
Правильно! Вы задумались! Все пункты верны. А вот добавлять правила в «Кодекс общения» можно. Давайте дополним.
(Не груби; будь весел; не используй бранных слов и т.д.)

- А теперь, когда мы уже так много знаем о диалоге, давайте   составим собственные диалоги. Обыграем ситуацию в парах. Составьте диалог (6-8 реплик) и запишите его.
Первый ряд -  в библиотеке (библиотекарь и читатель),
Второй ряд - в магазине (продавец и покупатель),
Третий ряд – разговор по телефону (приятели).
·        Проверка по одной паре от каждого ряда у доски.
IV.  Подведение итогов.
·        Интерактивный прием «Интервью»
Сегодня все были активны, участвовали в работе, составляли диалоги, соблюдали правила общения. Но я заметила, что у нас появился эксперт в вопросах диалога, и я предлагаю Лизе взять у него интервью. А мы все будем внимательно следить на сколько прав наш «эксперт», исправляя его неточности, хотя мы-то с вами уверены, что они не возникнут.
*назначаю лицо, у которого будут брать интервью. Даю ученице карточку с вопросами.

- Здравствуйте! Могли бы вы рассказать собравшейся публике о значимости диалога в нашей речи?
- _______________________.
- Скажите, а как называется фраза каждого действующего лица – участника диалога?
- _______________________.
- Как оформляется каждая реплика в диалоге?
 - _______________________.
- Обязательны ли слова автора при каждой реплике?
- ________________________.
-   Будьте добры разъяснить, чем пунктуация при диалоге отличается от пунктуации при прямой речи? Чем они похожи?
- ________________________.
- Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?
1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
2.Диалог состоит из реплик и слов автора.
3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.
4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.








*ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки с индивидуальным заданием

А. Вставь пропущенные буквы и знаки в предложениях с прямой речью. Устно перестрой их в предложения с косвенной речью.
Кого (не)бьёт слово того (не)будет бить и палка образно отм…чал древний мыслитель Сократ.

Б. Вставь пропущенные буквы и знаки в предложениях с прямой речью. Устно перестрой их в предложения с косвенной речью.
Книга облегч…т вам жизнь, научит уважать человека и самих себя писал М. Горький.

Интервью-опросник

- Здравствуйте! Могли бы вы рассказать собравшейся публике о значимости диалога в нашей речи?
- _______________________.
- Скажите, а как называется фраза каждого действующего лица – участника диалога?
- _______________________.
- Как оформляется каждая реплика в диалоге?
 - _______________________.
- Обязательны ли слова автора при каждой реплике?
- ________________________.
-   Будьте добры разъяснить, чем пунктуация при диалоге отличается от пунктуации при прямой речи? Чем они похожи?
- ________________________.


______________________________________

Конспект
урока русского языка,
проведенного Кияшко Аленой Игоревной
в 5-Б классе, 21.11.12

Тема: Описание животного. Устный пересказ текста-описания.
Цель:           углубить знания учеников об описании как типе речи, научить репродуцировать и продуцировать связные высказывания с элементами описания, обогатить словарный запас пятиклассников; развивать наглядно-образное мышление, память, внимание; оказывать содействие повышению культуры речи; воспитывать любовь и бережливое отношение к природе.
Тип урока: развитие речи.
Оборудование:  рисунки и фото животных, кроссворд, индивидуальные карточки.
Ход урока.
*ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
- знакомство, приветствие (бейджи);
- создание благоприятной атмосферы.
I. Этап ориентации.
1.    Метод предвидения «Кто это?».
Про нее говорят, что она «лучший друг человека». Ей все равно, бедный ты или богатый, образованный или неграмотный, умный или тугодум. Отдай ей свое сердце, и она ответит тебе тем же.
2.    Репродуктивная беседа.
·                               О ком идет речь?
·                               Почему именно о собаке мы будем вести сегодня беседу?
·                               Лично вам нравится это животное? Почему? 
II. Этап определения цели.
1. КРОССВОРД
- Давайте вспомним русские пословицы и поговорки.
- то, что нужно запомнить, на него наматывают (ус)
- и волки сыты, и они целы (овцы)
- даже ее не выловить без труда (рыбка)
- кого дело боится (мастер)
- по ней встречают, а по уму провожают (одежка)
- главное слово в каждой судьбе (мама)




У
С






О
В
Ц
Ы



Р
Ы
Б
К
А




М
А
С
Т
Е
Р
О
Д
Е
Ж
К
А


М
А
М
А



Какое слово мы получили по диагонали?
2.   Учредительная беседа.
У кого из вас есть собака? Какая она? Опишите её.
Описать животное - это значит передать его признаки, передать то, что человек воспринимает зрением, слухом, прикосновеньем.
·                               Как вы думаете, нужно ли умение описывать предметы, животных?
·                               Вспомните, какие типы речи мы знаем? Над каким типом речи будем работать, пытаясь создать словесный портрет собаки?
ІІІ. Работа с текстом
Чтение текста учителем
Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нем замечалось отдаленное сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими "репяхами", осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Уши Барбоса вечно носили на себе следы "боевых схваток", а в особенно горячие периоды собачьего флирта прямо-таки превращались в причудливые фестоны. Таких собак, как он, искони и всюду зовут Барбосами. Изредка только, да и то в виде исключения, их называют Дружками. Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок. Они отличаются верностью, независимым характером и тонким слухом (А. И. Куприн «Барбос и Жулька»).
Работа с текстом.
-    «Мозговой штурм»
- Что мы помним про стили речи?
/разговорный, научный, художественный/
Наш текст-описание написан в каком стиле? (художественном). Как мы можем это доказать? (автор детализирует, используя красочные художественные средства)
3)   Подобрать синоним к слову собака. (Пес)
4) Какими местоимениями их можно заменить. (Он (м.р.), реже она (ж. р.).)
5)   Подобрать синонимы к названию молодых животных (щенок).

- Каким вам представился Барбос? Как вы думаете, какой у него характер?
III. Этап проектирования.
4.   Работа с карточками (Двое учеников работают индивидуально)
/Карточка № 1
Подобрать и записать яркие эпитеты к слову собака. (Умная, добродушная, кроткая, смелая, бесстрашная, дружелюбная, грациозная, выносливая).
Карточка № 2
Подобрать глаголы, которые характеризуют собаку (прыгает, лает, виляет, радует)/
6.  Задача «Реклама». Создание монологов и диалогов. 
Ребята, скажите знакомо ли вам такое слово «диалог»? Давайте вспомним, что это такое?
(Диалог – это форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми).
А как мы называем высказывание одного человека?
(Монолог).
1.                          Реклама-Монолог
Придумайте и запишите такую рекламу о щенках, чтобы появилось немало желающих их приобрести.
Например
2.                   Реклама-Диалог
Создайте диалог и разыграйте сценку между оптимистом (человеком, который в увлечении от собак) и пессимистом (человеком, который всем недоволен).
IV. Этап организации выполнения плана деятельности.
1.     - Давайте еще раз вспомним описание нашего Барбоса.
/раздаточный материал (текс-описание)
2.     Работа над пересказом текста-описания.
Коллективное составление ориентировочного плана (фиксация на доске)
1)   Как зовут животное (кличка)
2) Какое оно? Описание общее (раз мер, цвет) и отдельных деталей (какая шерсть, как двигается и т.д.)
3) Что мы знаем о характере этой собаки?
И т.д.
 Ученики фиксируют в тетрадях вслед за учителем.
V.       Этап контрольно-оцениваемый.
Ученики пересказывают текст, опираясь на составленный план.
VI.       Итог урока.
1.   Анкетирование (устные ответы).
·                               Кто, по вашему мнению, был самый активный во время урока?
·                               Чей пересказ вам понравился больше всего?
·                               Что полезного взяли для себя из этого урока?
·                               Достигли ли мы поставленной цели?

VII. Домашнее задание
·         Написать текст-описание своего любимого животного.
При наличии времени (после оглашения Д/З)
Копилка мудрых мыслей
—      Что вы можете сказать о ценности представленных выражений?
Индийский эпос рассказывает: Бог предложил взять на небо героя.
Тот спросил:
—Могу ли я взять туда свою собаку?
—Нет.
—Тогда я отказываюсь.
—Ты отказываешься из-за собаки?
 —      Да. Когда мы шли через пустыню, умерли мой брат, моя жена. А собака продолжала идти за мной. Если меня не будет на земле, кто же побеспокоится о ней?
Константин Паустовский писал: «Выражение - «собака - друг человека» безнадежно устарело. У нас еще нет слова, которое могло бы передать одновременно самоотверженность, смелость, ум - все те прекрасные качества, которые имеют собаки. И я точно знаю, что человек, который бьет и мучает собаку - это негодяй, даже если собака его за это простит».
—      Как же мы должны относиться к животным? (Ответы учеников).
Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда берешь на себя ответственность за того, кого приручил».


___________________________________

Конспект
урока русской литературы,
проведенного Кияшко Аленой Игоревной
в 5-Б классе, 23.11.12

Тема: Развитие творческой деятельности и речи. Обучение связному устному ответу на вопрос.
Цели: научить строить ответ на вопрос; углубить знания о рассуждении как одном из типов речи; научить работе в парах и методом «мозговой штурм», а так же формировать умение подразделять поставленный вопрос на подвопросы; воспитывать нравственную личность.
Оборудование: алгоритм, кроссворд.
Что есть красота?
(Н. Заболоцкий)
  

Ход урока
І. Организационный этап
- приветствие.
ІІ. Постановка целей и задач урока
·        Сегодня у нас с вами необычный урок литературы. Мы попробуем стать литературными критиками. Известно ли вам, кого мы так называем?
(Литературный критик – это литератор и ученый, который дает оценку произведению, поддает анализу тот или иной проблемный вопрос в произведении).
-         Может кто-то из вас знает знаменитих российских литературных критиков?
(Виссарион  Белинский, Николай Добролюбов, Дмитрий Писарев)
-                    Литературные критики помогают нам лучше осознать произведение, потому что дают ответы на вопросы, требующие осмысления.
ІІІ. Работа над темой урока
1.     Ознакомление учащихся с жанром «ответ на вопрос»
- Как я уже говорила, сегодня мы с вами попробуем тоже побыть литературными критиками.
Так что же значит «дать ответ на вопрос»?
Ответ - это законченное связное монологическое высказывание в научном стиле.
- Я что-то все забыла… Напомните мне:
- Монологическое? (высказывание одного; от 1-ого лица).
- Научный стиль? (логичность, последовательность, ясность)
(на доске распечатка, дети дублируют )
Основные признаки:
·        композиционная завершенность и последовательность в изложении материала.
·        В нем выделяется тезис – то, что доказывается, и доказательства, т. е. примеры и их объяснение.
·        Композиционно ответ на вопрос состоит из введения, основной части и заключения.
2.     Проблемный вопрос
Какая основная мысль в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
(Победа добра над злом, зависть и благодетель).
Мы с вами затрагивали на прошлом уроке вопрос о том, что всех персонажей сказки можно поделить на положительных и отрицательных. Кого мы назовем главным «-» героем, а кого «+».
(Царицу (-), Царевну (+)
Мы противопоставляем этих героинь по их характеру. А в чем они схожи?
(Обе красивы)
А одинаково ли они красивы?
(Царевна красива и внешне и внутренне, а царица только внешне, а это ложная красота)
Этот вопрос и будет основной проблемой нашего сегодняшнего урока.
Запись темы в тетради.
Тема: Что есть красота? Красота истинная и мнимая.
3.     Беседа с учащимися
(Подготовка к ответу на проблемный вопрос)
* «мозговой штурм»
- Приступая к ответу на такой не совсем легкий, а, может, даже сложный вопрос, мы должны уяснить, что мы понимаем под понятием «красивый человек»? (фиксирую ответы учеников на доске) (привлекательный, симпатичный, с правильными чертами лица, добрый, помогает людям, хороший, аккуратный, вежливый, заботливый и т.д)
- Что значит слово «мнимая»? (Кажущаяся, ненастоящая, ложная)
- Кто в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» обладает мнимой красотой? Почему?
(Царица. Она красива внешне, но завистливая и злая)
- Давайте познакомимся с алгоритмом построения ответа на вопрос  о красоте мнимой и истинной. Запишите!
·        ТЕЗИС (о чем рассказывает сказка)
·        Какого человека обычно называют красивым?
·        Каким по характеру может быть такой человек?
·        ПРИМЕР из сказки
·        Кто же в сказке по-настоящему красив?
·        Какими качествами характера этот герой обладает?
·        ВЫВОД (какие же черты – внешние и внутренние – делают человека красивым и как они проявляются?)
Мы познакомились с планом построения ответа. В течение 5 минут запишите ваше рассуждение в объеме 8-10 предложений.
ІV. Подведение итогов работы.
Проверка ответа на вопрос.
(Несколько учеников зачитывают)
·        Беседа
- Сложно ли было на уроке? Считаете ли вы, что образованный человек должен обязательно уметь строить грамотное высказывание, ответ на вопрос?
V. Оглашение домашнего задания
Применяя использованный в классе алгоритм, записать ответ на вопрос:
Встречаем ли мы еще красивых героев в сказках Пушкина, кроме царевны? В чем эта красота проявляется?

*Если останется время

Устно. Кроссворд «Мы любим сказки Пушкина»





Комментариев нет:

Отправить комментарий