Різне з мережі інтернет


Игры для классных часов
Игры для разделения аудитории на несколько групп.
1. Жребий
Учащиеся выбирают карточки с цифрами, листочки разного цвета, фигурки и т.п., а затем по подобию формируются группы.
2. Художники
Учащимся предлагается дорисовать что-либо (корабль, дом, машину и т.п.). Затем определяют 3–5 дорисованных элемента, по которым формируются группы (парус, весла, крыша, окна, колеса и т.п.).
3. Составление мозаики
Каждый участник получает одну часть какой-то фотографии, документа, четверостишия, известного высказывания и должен найти тех, кто имеет другие недостающие части разделенного материала.
4. Знаменитости
Учащиеся получают имена исторических личностей. Затем они должны объединиться в группы в зависимости от сферы общественной жизни, от исторической эпохи или от страны, в которой жили исторические деятели.
5. Мне нужна поддержка
Выбирается столько ведущих, сколько должно быть образовано групп. Ведущие по очереди выбирают себе помощников, произнося фразу: «Мне нужна сегодня поддержка… (называется имя), потому что он (она) … (называется положительное качество)». Так набирается необходимое количество групп. Каждого следующего участника, произнося ключевую фразу, называет тот, кто был выбран последним в группе. Нужно нацелить ребят на то, чтобы они выбирали не своих друзей, а тех, с кем они мало общаются, так как в каждом человеке можно найти положительные, ценные качества, которые очень важно заметить.
Игры на групповое сплочение и «эмоциональный разогрев».
6. Место справа от меня свободно
Все участники садятся в круг на стулья, при этом один стул остается свободным. Сутью данного упражнения является простое предложение «Место справа от меня свободно, и я бы хотел, чтобы это место занял…». Это предложение вслух произносит участник, который сидит рядом со свободным стулом. Он должен объяснить, почему он хочет, чтобы названный им одноклассник занял это место. Нельзя использовать клише типа «потому что он мой хороший друг», а необходимо давать более определенные описания.
7. Я – Джон Леннон
Каждый пишет имя какой-нибудь знаменитости, но при этом он должен быть абсолютно уверен, что эта личность известна всем. Это может быть актер, спортсмен, певец, писатель. Имя прикрепляется к спине наугад выбранного участника. Все превращаются в известных людей, но никто не знает, в кого именно. Затем играющие ходят по комнате и задают друг другу вопросы для выяснения своей личности. Ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет». После четырех-пяти вопросов игрок подходит к другому участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выяснит, кем он является.
8. Слепой
Игроки разбиваются на пары. Затем партнеры договариваются, кому из них завязать глаза. После этого партнер ведет «слепого» по комнате таким образом, чтобы его не ушибить, но чтобы слепой мог опознать окружающие его предметы. В игре есть одно важное условие: партнерам нельзя разговаривать. «Слепой» полностью зависит от своего партнера, который решает, куда идти и как быстро. Через пять минут они меняются ролями. По окончании игры можно провести обсуждение, сначала в парах, а затем и общее:
В какой момент игры я чувствовал себя комфортнее?
Что мне больше подходило – вести или следовать?
Когда я чувствовал дискомфорт?
Что мне понравилось в моем партнере?
Что бы я ему посоветовал?
9. Услышь меня
Выберите одного игрока и попросите его выйти из комнаты. С другими подберите пословицу (например, «Лес рубят – щепки летят»). Затем поручите разным участникам произнести по одному слову из пословицы одновременно. Отрепетируйте, произнесите пословицу как минимум три раза. Затем пригласите вышедшего игрока и попросите его в произнесенном вами словесном хаосе узнать известную пословицу.
10. Раскачивание в круге
Поставьте в круг 5–7 ребят и одного в центр круга. Последний скрещивает руки на груди и замирает. Ему нужно, не сдвигая с места ступней, падать в чью-либо сторону – с закрытыми глазами. Стоящие в круге выставляют руки перед собой и мягко отталкивают его, перебрасывая друг другу. Цель игры – научиться доверять людям.
11. Шарада о чувствах
Участникам игры раздаются полоски бумаги с написанными на них названиями чувств.
Ведущий говорит: «У каждого есть чувства! Чувства не могут быть плохими или хорошими. Плохими или хорошими они становятся тогда, когда мы их переводим в действия. Каждому из нас порой бывает нелегко обозначить свои чувства».
Попросите участвующих в игре поразмышлять в одиночку над своим словом и придумать, как это чувство может быть сыграно. Пусть каждый сыграет свое чувство, а остальные догадаются, что это за чувство. Затем можно обсудить вопросы:
 Все ли одинаково выражают свои чувства? Есть ли такие чувства, которые труднее выразить, чем другие? Какие это чувства? Почему это происходит? Почему людям важно выражать свои чувства?
Список чувств:
Гордый         Пугливый
Счастливый        
Ревнивый        
Довольный        
Скучающий
Перепуганный
Очарованный
Обезумевший
Напряженный        
Страдающий        
Смущенный
Сердитый        
Одинокий        
Надеющийся        
Сбитый с толку        
Удовлетворенный        
Печальный
Возбужденный        
Разочарованный        
Усталый                
12. Шляпа вопросов
Приготовьте полоски бумаги с написанными на них вопросами и сложите их в шляпу. Шляпа передается по кругу, и каждый участник, вытягивая вопрос, отвечает на него. Шляпа ходит по кругу до тех пор, пока не кончатся вопросы.
Вопросы:
Какое время из проведенных дней в кругу семьи в минувшем году вам больше всего понравилось?
Что вы планируете сделать вместе с домашними в предстоящее полугодие?
Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своем папе?
Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своей маме?
Назовите одну из ваших семейных традиций.
Назовите что-то одно из того, чего вы ждете от жизни.
Назовите одну из лучших книг из тех, что вам довелось прочесть.
Какой день вы бы назвали совершенным? Что бы вы делали?
Назовите три вещи, которые вас ужасно расстраивают.
Назовите что-то, что делает вас счастливым.
Назовите что-то, чего вы боитесь.
Расскажите об одном из своих счастливейших воспоминаний. Почему именно оно?
Назовите одно из мест, куда вы больше всего любите ходить с друзьями.
Назовите две вещи, которые вы сделали, если бы стали президентом страны.
Какие есть два секрета прочной и долгой дружбы?
Расскажите об одном из дней минувшего года, когда вам было очень весело со своими друзьями.
Назовите что-нибудь из съестного, чего вы терпеть не можете.
Какие три качества вы желали бы видеть в своих друзьях?
Какой, по вашему мнению, будет жизнь на Земле через 100 лет?
Как бы вы описали рай?
Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят лучше воспитывать своих детей?
Согласны ли вы, что применение наказания – лучший способ добиться от детей послушания? Почему «да» или почему «нет»?
Назовите один из подарков, которые вам хотелось бы получить.
Если бы вы могли поехать куда угодно, куда бы вы отправились? Почему?
Был ли такой день в минувшем году, когда вы чувствовали себя особенно близкими со своими родителями?
Назовите три вещи, которые вызывают дружный смех в вашей семье.
Мое любимое животное – это…
Я чувствую страх, когда думаю о…
Мы с друзьями по-настоящему веселимся, когда…
Когда у меня выдается свободное время, я люблю…
Моя любимая телевизионная программа – это…, потому что…
Мне нравится есть…
В школе мне нравится…
Мне больше всего нравятся люди, которые…
Через 10 лет я вижу себя…
Добавьте собственные вопросы.
13. Похвали меня
Вариант 1. Игрокам раздаются листки бумаги, на которых они записывают свое имя. Затем, собрав и перетасовав листки, раздайте их участникам. Ребята должны написать, что им нравится в человеке, имя которого они получили, а потом согнуть листок так, чтобы закрыть написанное («гармошкой»), и передать другому, пока каждый не оставит свою запись. Подписываться не надо. Соберите листки и прочитайте вслух, что на них написано. (Обязательно просматривайте каждое описание перед чтением, чтобы удостовериться, что оно положительное.) Тот, кто получил похвалу, обязательно говорит: «Спасибо».
Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.
14. Какой я хороший!
Игроки всего за одну минуту должны записать перечень всех качеств, которые им в себе нравятся. Затем дайте им еще одну минуту, чтобы они записали те качества, которые им не нравятся. Когда оба списка будут готовы, пусть сравнят их. Обычно перечень отрицательных качеств бывает длиннее. Обсудите этот факт.
15. Рискни сказать
Участники садятся в круг. Им дается пакет с бумажными полосками, на которых записаны незаконченные рискованные утверждения. Пакет передается по кругу, все по очереди вытягивают из него свою полоску, читают, что на ней написано, и заканчивают фразу.
Примерные фразы:
Очень люблю заниматься…
У меня неплохо получается…
Меня беспокоит…
Я особенно счастлив, когда…
Мне особенно грустно, когда…
Я злюсь, когда…
Когда печалюсь, я…
Я представляю себя…
Я привлекаю внимание с помощью…
Я добился(ась)…
Я притворяюсь… хотя на самом деле…
Другие люди вызывают во мне…
Самое лучшее во мне – это …
Самое плохое во мне – это …
Продолжите перечень фраз сами.
16. Блюз одинокого сердца
Раздайте опросники и карандаши. Дайте игрокам 10 минут, чтобы ответить на вопросы, затем соберите группу в круг. Пройдите по кругу, задайте каждому по одному вопросу и выслушайте ответы. Позвольте остальным участникам задавать уточняющие вопросы. Выслушайте ответы на все вопросы в опроснике. Если есть вопрос, представляющий интерес для всех, обсудите его группой.
Опросник
Опиши то время, когда тебе было одиноко.
Что тебе помогло справиться с одиночеством?
Что ты сделал, чтобы помочь страдающим от одиночества?
Что дали тебе дни испытания одиночеством?
17. Три правды и одна ложь
Каждый участник получает карандаш и лист бумаги с надписью: «Три правды и одна ложь» и записывает три правдивых высказывания о себе самом и одно ложное. Записанное предлагается вниманию всей группы, и все пытаются решить, какое из утверждений ложное. Затем автор оглашает настоящее ложное утверждение.
18. Поводырь
Члены группы встают в линию, держась за руки. Все, кроме ведущего-поводыря, с закрытыми глазами. Поводырь должен безопасно провести группу через препятствия, объясняя, куда они направляются. Шагать нужно медленно и осторожно, чтобы группа прониклась к ведущему доверием. Спустя 2–3 минуты остановитесь, смените поводыря и продолжите игру. Пусть каждый попробует себя в роли поводыря. После игры обсудите, всегда ли игроки могли доверять ведущему; в роли кого они чувствовали себя лучше – ведущего или ведомого?  
19. Дай мне руку
Каждый член группы получает по листку бумаги и маркеру. Им нужно обвести по контуру свою кисть. Переходя от одного листка к другому, все члены группы записывают что-нибудь на «руке» каждого своего товарища. Не забудьте подчеркнуть, что все записи должны быть положительными. Все игроки могут взять листки домой в качестве сувенира.
20. Любишь ли ты своего ближнего?
Игроки сидят в кругу на стульях, один человек в середине. Тот, кто в середине, подходит к кому-либо из сидящих в круге и спрашивает: «Любишь ли ты своего ближнего?» Если тот отвечает «да», то все, за исключением двух ближних, вскакивают и бросаются занимать какой-нибудь другой стул из тех, что стоят в круге. Водящий тоже старается завладеть стулом, так что в центре окажется кто-то другой. Если же последует ответ «нет», водящий выпытывает: «Кого ты любишь?» Тот, кого спрашивают, может ответить что угодно, например: «Всех в красном». Все, на ком есть красный цвет, остаются сидеть, а остальные, вместе с водящим, бросаются занимать другие стулья. Тот, кто остался без стула, становится водящим.
21. Сердце класса
Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.
Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».
Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.
МУДРЫЕ МЫСЛИ
Чтобы обладать свободой, следует ее ограничить. Э. Берк
Легче опуститься до рабства, чем дорасти до свободы. Ибн-Сина (Авиценна)
Цена свободы – это вечная бдительность. Д. Керран
Лишь глупцы называют своеволие свободой. Тацит
Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. М. Аврелий
Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна. Сенека
Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер
Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть. Сенека
По отношению к друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего – не требовать от своих друзей никаких услуг. Гегель
Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься. Козьма Прутков
Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении. Конфуций
Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Царь Соломон
Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам. Античный афоризм
Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая.  Августин
Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. Ф.М. Достоевский
Чтобы быть нравственно свободным, человек должен привыкнуть управлять собою. Н.В. Шелгунов
Свобода – только то, что никогда, Ничьей свободе не несет вреда. Ирано-таджикское изречение
Свобода – это цена победы, которую мы одержали сами над собой. К. Мати
Опьянение – не что иное, как добровольное безумье. Продли это состояние на несколько дней, – кто не усомнится, что человек сошел с ума? Но и так безумье не меньше, а только короче. Сенека
Судьба и характер – это разные названия одного и того же понятия. Новалис
То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей. А. Шопенгауэр

____________________________________________________




МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Наша газета много раз публиковала материалы из нового экспериментального учебника по русской филологии, созданного авторским коллективом под руководством Г.Г. Граник. Предлагаем читателям еще одну главу из учебника 5-го класса, посвященную прямой речи. Учебники для 5–9-х классов являются продолжением курса русской филологии для начальной школы (учебники для 1–4-х классов имеют гриф Министерства образования, экспериментальные учебники для средней школы прошли широкую апробацию в ряде школ Москвы и других городов России и готовятся к печати.
Тема «Прямая речь» в 5-м классе дается в несколько расширенном виде (вводятся предложения с прямой речью, разорванной словами автора, поскольку такие конструкции школьники широко используют в собственной речи). Если не все дети сразу осилят этот материал, ничего страшного не произойдет, они усвоят его позже.
Изучение прямой речи является частью главы «Речь, которая звучит, и речь, которая молчит» и напрямую связано с основной задачей курса русской филологии – пробуждением у школьников любви и интереса к школьному предмету «русский язык», воспитанием культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью, имеющего представление об основных закономерностях развития языка.

5-й класс

ДИАЛОГ И ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Фрагмент главы из нового
учебника по русской филологии

1. Что такое диалог, монолог, полилог?
В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги.
Познакомимся поближе с этими словами. Каждое из них состоит из двух греческих корней: logos переводится как «слово», «речь», «мысль», monos – «один», dia – «между», poly – «много».
Итак,
монолог – слова, речь одного;
диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц;
полилог – разговор многих.
Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц также называют диалогом.
Части моно-диа-, поли- и -лог- входят во многие слова, привнося в них свои смыслы.
Зная их, вы будете легче понимать трудные слова иностранного происхождения. Например,моноспектакль – это спектакль, в котором участвует только один актер. Политехнический музейпознакомит вас со многими отраслями техники, а в политехническом институте готовят специалистов по многим областям техники.
Греческий корень -лог- со значением «слово» входит и в слово филология, которым, как вы помните, обозначают науки о языке и об искусстве слова – художественной литературе. Со значением «учение» корень -лог- входит в названия многих наук, например, зоология, геология…... А в значении «мысль» он образует слово логика – наука о правилах мышления.
Таким образом, слова с греческим корнем -лог- несут в себе такие смыслы: «слово», «речь», «мысль»…
В копилку слов


монолог (здесь и далее: выделена ударная гласная)

диалог
1. Перескажите прочитанный текст.
2.1. Вспомните и запишите как можно больше слов с греческими корнями моно-диа-поли- и -лог-. Составьте с этими словами предложения.
2.2. Повторите, какие смыслы может нести корень -лог-.
3.1. Прочитайте рассказ. Найдите в нем диалог.
Катя, Танечка и Робинзон
В комнате двое – Катя, которой одиннадцать лет, и Танечка, которой четыре. Катя читает книжку, а Танечка ходит возле нее туда-сюда ждет когда сестра обратит на нее внимание.
– Ты еще не всю книжку прочитала?
– Если бы прочитала, зачем бы я в нее смотрела?
– А что ты в ней видишь?
– Отстань! Я читаю про себя.
– Про себя? А про меня почему ничего не читаешь?
– Потому что про тебя ничего не написано.
– А что про тебя написано?
– Про меня? С какой стати? Я читаю про Робинзона.
– А сказала: про себя. Обманула? Говори. Почему ты молчишь?
– Потому что мне скучно с тобой разговаривать, понимаешь, неинтересно. Иди мой руки, покормлю тебя и пойдем гулять.
– Я не буду есть. И гулять с тобой не пойду.
– Это еще почему?
– Потому что мне с тобой скучно и неинтересно.
(Р.Коваленко)
3.2. Можно ли сказать, что одиннадцатилетняя Катя умеет общаться? А что значит, по-вашему, уметь общаться?
3.3. Перепишите выделенное предложение, расставляя по ходу письма знаки препинания и делая графический разбор. Начертите схему предложения.
Кроме повседневных диалогов, существуют и такие, которые долгие годы хранятся в памяти многих людей. Это короткие остроумные диалоги с неожиданными концовками. Их называютанекдотами.
Перемена
У Ходжи Насреддина спросили:
– Как строят высокие башни?
– Очень просто, – ответил он. – Роют глубокие колодцы и выворачивают их наизнанку.
Ходжи Насреддина еще называют муллой. В старину на Востоке в знак уважения так называли любого образованного человека: учителя, поэта, ученого, врача. О Насреддине рассказывают много интересных историй.
В копилку слов
анекдот
4. Вспомните и расскажите друг другу как можно больше веселых диалогов. А если можете, придумайте их сами.
5. Телепередачи, спектакли и фильмы, которые вы смотрите, включают самые разные виды речи. Можно услышать и большой текст, произносимый одним действующим лицом, – монолог, и разговор, в котором участвуют двое или несколько человек, – диалог. Попробуйте в течение нескольких дней замечать, когда в теле- или радиопередачах звучит монолог, а когда диалог. Перескажите один из них.
2. Как ставятся знаки препинания при диалоге?

Вы, наверное, понимаете, что диалоги бывают не только в устной, но и в письменной речи. Диалоги письменные встречаются в рассказах, сказках, пьесах, анекдотах…
Понаблюдаем за тем, как диалоги записываются, то есть как оформляется речь действующих лиц.
Прочитайте английскую народную песенку в переводе С.Я. Маршака:
– Где ты была сегодня, киска?
– У королевы у английской.
– Что ты видала при дворе?
– Видала мышку на ковре.
Как вы думаете: сколько лиц участвует в разговоре? Как вы узнали об этом? Как выделяется на письме речь каждого лица?
Слова каждого из участников диалога называются репликой.
Каждая новая реплика пишется с абзаца. Перед ней ставится тире. Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.
Кроме реплик, в диалоге нередко присутствуют слова рассказчика (слова автора)1. Они указывают, кому принадлежит та или иная реплика.
6.1. Прочитайте диалог из хорошо знакомой вам книжки Э.Успенского.
Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Вид_т, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору:
– Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держ_шь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получ_тся.
Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашива_т:
– А откуда ты зна_шь, что меня дядей Федором зовут?
Кот отвеча_т:
– Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде.
– А кто тебя разговаривать научил? – спрашива_т дядя Федор.
– Да так, где слово запомн_шь, где два. А потом я у профессора одного жил, который язык зверей изучал. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног.
Дядя Федор говорит:
– Пошли ко мне жить.
Кот сомнева_тся:
– Мама твоя меня выгон_т.
– Ничего не выгон_т. Может, папа заступ_тся, – принялся уговаривать кота дядя Федор.
И пошли они к дяде Федору.
6.2. Одинаково ли ставятся знаки препинания, если слова рассказчика стоят: 1) перед репликой; 2) после реплики? Выпишите по два примера на каждый из этих случаев.
6.3. Распределите глаголы с безударными личными окончаниями на два столбика: 1) глаголы I спряжения; 2) глаголы II спряжения. Подчеркните глаголы-исключения.
6.4. Сделайте графический разбор выделенного предложения и составьте его схему.
В копилку слов

бутерброд
профессор
Еще раз обратите внимание, что знаки препинания при диалоге ставятся по-разному в зависимости от того, где стоят слова рассказчика.
А теперь прочитайте правило:
Если слова рассказчика стоят перед репликой, после них ставится двоеточие.
Если слова рассказчика стоят после реплики, перед ними ставятся запятая и тире, или вопросительный знак и тире, или восклицательный знак и тире.
7. Пользуясь этим правилом, расставьте пропущенные знаки препинания в следующих текстах.
1. Клоун Леня примчался в милицию и говорит
У меня кота похитили. Кризиса.
Какого еще кота вяло спросил капитан Угорелов.
Не простой кот, поймите! Говорящий. Артист цирка! Срывает(?)ся выступление! лихорадочно об(?)яснял клоун.
Что же тут непонятного? Укажите приметы похищенного все так же уныло сказал капитан.
2. И вот Кризис вернулся. Леня прижимал его к сер(?)цу
Неужели это не сон? Ты настоящий, Кризис?
А какой же еще? А ты настоящий, Леня? тут же находчиво ответил кот.
А какой же еще? (По Л.Матвеевой)
8.1. Прочитайте отрывок из рассказа. (Читать вам будет не очень легко, потому что в тексте пропущены многие знаки препинания.)
Когда я шел домой из бассейна у меня было очень хорошее настроение. Я занял третье место в стиле баттерфляй и сейчас скажу об этом папе.
Мама сразу спросила
Ты что так сияешь?
Я сказал
У нас сегодня было соревнование.
Папа сказал
Ну и как?
Третье место!
Папа прямо весь расцвел
Ну да? Вот здорово! А кто же первое место занял?
Я ответил
Первое место занял Вовка. Второе – рыженький один мальчишка. А я третье.
Ну а кто же занял четвертое спросил папа.
Я сказал: … .
(По В.Драгунскому)
8.2. Придумайте свое окончание рассказа, а затем сравните его с авторским.
8.3. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схему первого предложения.
Перемена
Прочтите начало стихотворения Л.Кэрролла.
– Папа Вильям, – сказал любопытный малыш. –
Голова твоя белого цвета.
Между тем ты всегда вверх ногами стоишь.
Как ты думаешь, правильно это?
– В ранней юности, – старец промолвил в ответ, –
Я боялся раскинуть мозгами,
Но, узнав, что мозгов в голове моей нет,
Я спокойно стою вверх ногами.

(Пер. С.Я. Маршака)
3. Что такое прямая речь и как она оформляется на письме?

Чья-либо речь, которая передается без изменений, встречается не только в диалоге.
Есть еще и прямая речь.
Что такое прямая речь и чем она отличается от диалога – сейчас узнаете.
Диалог, как вы помните, разговор двух или нескольких лиц. Реплики говорящих часто вводятся рассказчиком (автором). Однако не всегда. Бывают предложения с диалогом и без слов автора. (Вернитесь к предыдущему параграфу и посмотрите еще раз, как оформляется диалог.)
В предложениях с прямой речью говорит только одно лицо. И эту речь обязательно дословно, «прямо» передает другое лицо. Оно называется автором. Автор в разговоре не участвует, а только передает чью-либо речь, ничего в ней не изменяя, «прямо». Поэтому в предложениях с прямой речью обязательно есть две части:
1) прямая речь, то есть дословное высказывание какого-либо лица; и
2) слова автора, которые вводят эту прямую речь.
Слова автора, вводящие прямую речь, могут стоять перед или после прямой речи. А могут и разрывать прямую речь.
Посмотрите:
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)
«Остановись, беглец бесчестный!» – кричит Фарлафу неизвестный. (А.С. Пушкин)
«Бабушка, постой немножко, – ей кричит она в окошко, – пригрожу сама я псу и кой-что тебе снесу». (А.С. Пушкин)
9.1. В каждом предложении назовите вначале прямую речь, а затем слова автора. Найдите обращения. Вспомните, как они выделяются на письме.
Узелок на память
Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому (или к чему) обращаются с речью.

На письме обращения выделяются запятыми или восклицательным знаком.
Сейчас мы познакомим вас со схемами, в которых расставлены знаки препинания. По этим схемам вы сами сформулируете правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. После каждой схемы дается пример.
Условимся обозначать прямую речь вот так: «П».
Запомните:
Прямая речь всегда заключается в кавычки.
Слова автора в одних случаях будут обозначаться буквой А большой, а в других – буквой амаленькой.
Открывая правила, будьте внимательны. Обращайте внимание на то,
1) с какой буквы начинается прямая речь, а с какой – слова автора;
2) где стоят кавычки;
3) подумайте, когда ставится вопросительный знак, когда восклицательный, а когда – запятая;
4) где ставятся эти знаки: перед кавычками или после них;
5) когда между прямой речью и словами автора ставится знак тире, а когда – двоеточие.
Случай I: слова автора стоят перед прямой речью, и предложение ею заканчивается.
Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

А: «П».

Павел спросил: «Сколько осталось до Москвы?»

А: «П?»

Павел радостно воскликнул: «Через полчаса будем в Москве!»

А: «П!»
Обратите внимание: точка ставится после кавычек, потому что она завершает все предложение, а вопросительный и восклицательный знаки – перед кавычками, ведь они относятся только к прямой речи.
Случай II: слова автора стоят после прямой речи, и предложение ими заканчивается.
«Через полчаса подъедем к Москве», – сказал Павел.

«П», – а.

«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

«П?» – а.

«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

«П!» – а.
Случай III: слова автора разрывают прямую речь.
Здесь могут встретиться такие варианты.
«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

«П, – а, – п».

«Подъезжаем, – предупредила мама. – Давай-ка быстрее одевайся».

«П, – а. – П».

«Вы не поможете вынести вещи? – обратилась мама к соседу по купе. – Только до перрона».

«П? – а. – П».

«Ура! Приехали! – закричал я во все горло. – Москва!»

«П! – а. – П!»
Проверьте себя.
Вот какие правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью мы открыли с вами.
1. Если слова автора стоят перед прямой речью и предложение ею заканчивается, после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с большой буквы.
2. Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается, слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с маленькой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая.

3. Если слова автора разрывают прямую речь, то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слова автора с обеих сторон выделяются тире.
Как вы думаете: какой из этих случаев записи прямой речи самый трудный?
Конечно, последний.
Подробнее с правилами постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, вы познакомитесь в старших классах. Но если вам уже сейчас нужны будут такие предложения, обратитесь к схемам. Они послужат вам руководством к действию.
9.2. Прочитайте предложения с прямой речью из сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок». Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Как ставятся знаки препинания в этих случаях?
1. Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил: «А пошто меня будил?» 2. «Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил?» – говорит ему конек, у его вертяся ног. 3. На другой день, утром рано, разбудил конек Ивана: «Гей! Хозяин! Полно спать! Время дело исправлять!» 4. Говорит ему конек: «Вот уж есть чему дивиться! Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья твоего не бери себе его». 5. «Ах, Иванушка Петрович!» – молвил Месяц Месяцович.
9.3. Спишите. Составьте схемы 1-го и 5-го предложений. Найдите обращения, обозначьте их буквой О.
О
Вот так: «Что, Иванушка, не весел?..»
В предложениях с прямой речью есть специальные слова-сигналы, помогающие отличить слова автора от прямой речи. Это глаголы «говорения». Они предупреждают, что сейчас «прозвучат» или уже «прозвучали» чьи-то слова.
Как вы думаете: какие глаголы «говорения» употребляются чаще всего?
Вы, наверное, догадались: глаголы сказал, спросил, ответил.
На самом деле у глаголов сказать, спросить, говорить есть множество синонимов, позволяющих избежать бесконечного повторения одних и тех же слов и разнообразить авторскую речь.
Прочитайте список слов-сигналов прямой речи из книги Николая Носова «Приключения Незнайки», которую наверняка многие из вас читали в детстве: согласился, предложил, объяснил, подумал, пробормотал про себя, проворчал, передразнил, завопил, подхватил, буркнул себе под нос, поклялся, вставил, добавил, предупредил, воскликнул, приветствовал, возмутился, сострил, заорал, завыл…
Вы, наверное, увидели, что слова-сигналы при прямой речи – это не только глаголы «говорения», но и слова со значениями «услышал», «подумал», «обрадовался» и их синонимы.
10.1. Какие глаголы «говорения» использованы в следующих предложениях с прямой речью?
1. Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать: «Братцы! Спасайся! Кусок летит!». 2. «Стойте, братцы! – закричал Растеряйка. – Остановите шар! Я шапку дома забыл!» 3. «Почему мы вниз полетели?» – забеспокоились малыши. 4. За дверью снова раздались шаги, а потом послышался чей-то шепот: «Где он?». 5. «Ты не толкайся, не толкайся!» – раздалось сердитое шипение. 6. «Терпеть не могу зубной порошок! – проворчал Незнайка. – Невкусный!» 7. «Не надо вставать, больной!» – строго сказала Медуница. 8. «Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда», – зашептал Ворчун. 9. «А ты до сих пор спишь, Шурупчик? – приветствовал его Бублик. – Ведь давно уже утро».
(По Н.Носову)
10.2. Спишите предложения, объясняя знаки препинания. Составьте схемы. Есть ли в этих предложениях обращения? Обозначьте их условным значком.
10.3. В словах с проверяемыми безударными гласными подчеркните ошибкоопасные места. Устно подберите проверочные слова.
11. Представьте себе, что вы хотите: 1) рассмешить читателя; 2) напугать читателя; 3) сообщить полезный (вредный) совет. Для этого вам понадобятся предложения с прямой речью. Придумайте и запишите несколько таких предложений. Слова автора могут стоять перед прямой речью, или после прямой речи, или будут разрывать прямую речь.
12. Проверьте свою память! Вспомните и запишите предложения с прямой речью из сказок А.С. Пушкина. Найдите обращения.
1. Как старик обращался к золотой рыбке?
2. Как старуха обращалась к старику?
3. С какими словами королевич Елисей обращался к солнцу, ветру и месяцу?
4. Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу?
13. Из следующих предложений «пропала» прямая речь. Придумайте ее сами, запишите полученные предложения.
1. … завопил вдруг Димка на весь класс.
2. Елена Леонидовна захлопнула журнал и лучезарно улыбнулась …
3. … великодушно предложила Катя.
4. … таинственно спросил он.
5. Кот презрительно щурился и вдруг очень отчетливо произнес …
(По Л.Матвеевой)
14. А теперь наоборот: дополните прямую речь словами автора. Следите за тем, чтобы глаголы «говорения» не повторялись.
1. Завтра контрольная по математике …
2. Мне учеба дается легко …
3. … Екатерина Семеновна, ну, пожалуйста, простите. В последний раз.
4. А раньше ты относился ко мне по-другому…
5. … А других новостей нет?
В копилку слов
пожалуйста
Запомните: слово пожалуйста выделяется с двух сторон запятыми.
NB: Прямая речь может состоять из нескольких предложений. В этом случае кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи, а в середине – нет.
15.1. Прочитайте предложения. Найдите в примерах из сказки А.С. Пушкина слова автора и прямую речь. Посчитайте, из скольких предложений в каждом случае состоит прямая речь.
1. «Здравствуй князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» – говорит она ему. 2. Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца: видеть я б хотел отца». 3. Лебедь князю: «Вот в чем горе! Ну, послушай: хочешь в море полететь за кораблем? Будь же князь ты комаром». 4. Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: «Ой вы гости-господа долго ль ездили, куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?».
15.2. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните орфограммы на месте подчеркнутых букв.
15.3. Обозначьте обращения и объясните знаки препинания при них.
Узелок на память
В предложениях с обращениями часто нет подлежащего. Оно только мыслится. Помните, что местоимения ты и вы не являются обращениями. Это подлежащие.
16. Из книги, которую вы сейчас читаете, или из любой другой книги выпишите пять интересных предложений, соответствующих схемам:
1) А: «П!»
2) «П?» – а.
3) «П, – а, – п».
4) А: «П?»
5) «П», – а.
Проведите в классе конкурс на самое интересное предложение с прямой речью.
17.1. Вспомните, что вы узнали о летописях и преданиях. (Если не помните, вернитесь к параграфу «Устная речь».) Сейчас мы хотим познакомить вас с преданием, рассказывающим об одном из подвигов русского князя Александра Невского.
Александр Невский

Давно это было. Пришли на Русь враги наши – шведы. Начальник их, Биргер, послал своих воинов в город Новгород и велел сказать новгородскому князю Александру: «Мы пришли полонить твою землю, а тебя, князь, и детей твоих хотим сделать своими рабами».
Услышал эти дерзкие слова князь Александр, созвал новгородских жителей и сказал им: «Хотят шведы взять нашу землю. Пойдем сражаться с ними! Нас немного, и враг силен, но Бог не с сильными, а с правыми».
«Веди нас на врагов, князь!» – вскричали новгородцы и с радостью пошли за князем навстречу шведам, чтобы защитить свою землю.
И был некий муж по имени Пелгуй. Когда стоял он на берегу моря в утреннем дозоре, услышал страшный шум на море и увидел корабль, а на нем – святых мучеников Бориса и Глеба2. И сказал Борис: «Брат Глеб, поможем Александру!».
Пелгуй с радостью поведал Александру о своем видении. Князь же сказал ему: «Никому не рассказывай об этом».
И после этого решился напасть на врагов. И был бой великий, и была победа князя Александра. После этой победы стали называть князя Александра – Александром Невским, потому что битва была на берегу реки Невы.
(Из книги «Предания и легенды России»)
17.2. Перескажите текст. Постарайтесь сохранить в своем пересказе слова и обороты, характерные для предания (например, такие: пришли полонить твою землю, поведал о своем видении…), а также прямую речь.
17.3. Выпишите предложения с прямой речью, объясните в них знаки препинания. В каких из этих предложений есть обращения?
В копилку слов

легенда

предание
20. Как получить удовольствие от... диалога?
Вернемся к диалогу.
Всегда ли вы остаетесь довольны диалогами, в которых приняли участие? Наверное, у каждого из вас бывает по-разному. Иногда и вы, и ваш собеседник получаете от разговора удовольствие и вам хочется встречаться и говорить еще и еще. А иногда возникают ссоры, обиды, которые надолго портят настроение. Сегодня не случайно ученые много думают о культуре диалога – умении говорить друг с другом доброжелательно и содержательно.
Разговоры получаются неудачными, когда каждый собеседник твердит свое, стремясь во что бы то ни стало «переговорить» другого. О таких людях говорят, что они глухи друг к другу, что они говорят на разных языках. Такого рода беседу насмешливо описал А.С. Пушкин:
Глухой глухого звал к суду судьи глухого.
Глухой кричал: «Моя им сведена корова!». –
«Помилуй, – возопил глухой тому в ответ: –
Сей пустошью владел еще покойный дед».
Каким людям полезно было бы прочитать эти стихи?
Хорошо, когда разговоры с людьми доставляют собеседникам радость, а не огорчение.
18.1. Прочитайте несколько советов о том, как вести беседу.
1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
2. Меньше говорите о себе, больше слушайте.
3. Не торопитесь навязывать свое мнение.
4. Сразу не говорите человеку, что он не прав.
5. Разговаривая, старайтесь не размахивать руками и не говорить громче своего собеседника.
6. Во время разговора следите за выражением своего лица так же, как и за речью. Естественное и приветливое выражение лица подчеркивает уважение к человеку.
7. Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор. Если уж это крайне необходимо, используйте выражение: «Простите, я вас перебью». Если вы случайно перебили собеседника, обязательно следует сказать: «Простите, я вас перебил. Продолжайте, пожалуйста».
18.2. Какие из этих советов кажутся вам наиболее важными? Перечитайте их несколько раз, а затем запишите по памяти.
18.3. Глаголы в форме какого наклонения используются в этих предложениях чаще всего? Назовите их.
19.1. Прочитайте в лицах диалог из повести Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!».
– Юра! – сказала Зинка Фокина. (Вот странно! Раньше она всегда называла меня только по фамилии.) – Юра… Ну будь человеком!.. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?
– Фокина! – сказал я официальным голосом. – Если бы я был некультурным, я бы тебе сказал: «Не при-ста-вай!..».
– С тобой совершенно невозможно разговаривать по-человечески! – возмутилась Фокина.
А я бросил ей хладнокровно:
– Ну и не разговаривай!
– И не буду!
– А сама разговариваешь!..
– Потому что я хочу, чтобы ты стал че-ло-ве-ком!
– А если я устал… Устал быть человеком! Тогда что? – спросил я.
– Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин!.. Все, Баранкин!.. – проговорив все это, Фокина повернулась и вышла из класса.
19.2. Как вы думаете: можно ли «получить удовольствие» от такого диалога? Приведет ли он к чему-то хорошему? А ведь Зина Фокина действовала из самых хороших побуждений.
19.3. Выпишите глаголы-сказуемые в форме любого из наклонений и укажите, в каком именно наклонении они стоят.
Если вы хотите узнать, какие невероятные события произошли с героями этой книги, прочитайте повесть В.Медведева «Баранкин, будь человеком!».
20.1. Прочитайте рассказ.
Разговор

Две подружки не спеша шли по тротуару и разговаривали:
– Ну, как тебе лисичка?
– Да это не лисичка, а скорей рысь.
– Нет, все-таки лисичка. Рыжая и зубы остренькие.
– Белка летом тоже рыжая и зубы острые, любой орех разгрызет.
– Тогда это змея. Прикидывается лисичкой, а сама удав или кобра.
За ними шагал мальчишка. Обгоняя их, он вдруг спросил:
– Девочки, вы из леса идете или из зоопарка?
Девочки ничего не ответили. Они шли не из леса, а из школы домой и разговаривали о новенькой однокласснице. Если это, конечно, можно назвать разговором.
(Р. Коваленко)
20.2. Здесь в диалоге нет поясняющих слов автора. Поэтому трудно понять, о ком говорили девочки. Но мальчик, шагавший за ними, догадался, что они обсуждают, вернее, осуждают совсем не лисичку. Поэтому и вопрос его прозвучал не совсем вежливо.
А теперь ответьте: между девочками был разговор или что-то иное? Ведь сам автор в конце усомнился в этом.
21. Придумайте или найдите в книге такой диалог, из которого было бы ясно, что разговаривают умные и добрые люди.
Теперь потренируемся.
22. I. Ответьте на вопросы.
1. Какой из способов общения между людьми самый главный?
2. Какие формы речи вы знаете?
3. Чем устная речь отличается от письменной?
4. Какая речь появилась раньше – устная или письменная?
5. Что такое внутренняя речь?
6. Что такое монолог, диалог и полилог?
7. Как ставятся знаки препинания при диалоге?
8. Как ставятся знаки препинания при прямой речи? Перечислите все три случая. Не забудьте о примерах!
II. Если вы сумели ответить на наши вопросы, вам легко будет продолжить предложения.
1. Из всех способов общения между людьми самый главный – это ... .
2. Существуют три формы речи: ... .
3. Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся … . Когда мы пишем и читаем, пользуемся … .
4. … появилась раньше … .
5. Если бы у нас не было внутренней речи, то ... .
6. Речь одного человека – это ... . Разговор двух людей – это ... . Разговор многих людей называют также ... .
7. При диалоге знаки препинания ставятся так: ... .
8. Если слова автора стоят перед прямой речью и предложение ею заканчивается, то … . Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ею заканчивается, то … . Если слова автора разрывают прямую речь, то… .
III. Выполните задания.
23.1. Прочитайте текст. Обратите внимание, что в нем расставлены не все нужные знаки препинания.
Добрый день сказал Маленький принц.
Добрый день ответил торговец.
Он торговал усовершенствованными пилюлями которые утоляли жажду. Проглотишь такую пилюлю – и потом целую неделю не хочется пить.
Для чего ты их продаешь спросил Маленький принц.
От них большая экономия времени. По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю ответил торговец.
А что делать в эти пятьдесят три минуты?
Да что хочешь.
«Будь у меня пятьдесят три минуты свободных подумал Маленький принц я бы …».
(А. де Сент-Экзюпери)
23.2. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.
23.3. А как бы вы ответили на месте Маленького принца? Вы можете закончить текст одним предложением, а можете – целым рассказом.
В копилку слов
экономить
сэкономить
24.1. Прочитайте рассказ. Почему он назван «Ожидание»?
Ожидание
День был жарким. У входа в парк продавали мороженое, и Юра, не теряя времени, пристроился в хвост очереди. Вот-вот должен был появиться Коля. Юра вручит ему эскимо, и они побегут к лодочной станции. В парке на озере проведут весь день. Так у них было задумано.
Очередь быстро таяла. Юра оказался перед продавщицей, но тут же отпрянул от нее и повернул обратно. Опаздывает Коля, хотя заверил, что будет минута в минуту. Юра снова встал в очередь и не заметил, как опять оказался перед продавщицей. Она его приметила. «Что ты маячишь и ничего не берешь, – спросила, – может, денег нет?»
Деньги у Юры были. Но он не стал объяснять, что хотел купить два эскимо, но друг что-то запаздывает.
Ушел и сел на скамейку под деревом. Ждал, ждал, вскакивал, прохаживался. Никогда не думал, что ожидание такое трудное дело. Досаду сменила тревога: может, с Колей что-то случилось?
Через час появился Коля. Веселый, с мороженым в руке. Удивился, что Юра не смотрит на него.
– Чего такой насупленный? – спросил и протянул руку с мороженым, – на, лизни.
– Не надо, – отвел его руку Юра, – сначала скажи, что случилось. Жду, жду, а тебя нет. Я волновался.
Коля махнул рукой.
– Тоже мне нежности – волновался! Купил бы себе мороженое, сел на скамейку и ждал бы в свое удовольствие.
– Так что же все-таки случилось? – не отступал Юра.
– Ничего не случилось. Лешку во дворе встретил. Он из турпохода вернулся. То да се, стал рассказывать, как там у них в походе было. Ты же знаешь, как Лешка интересно рассказывает.
Не хотел Юра обижать Колю, но и смолчать не мог.
– Как Лешка рассказывает, я давно знаю, – ответил он, – а вот тебя, кажется, только сейчас узнал.
(Р. Коваленко)
24.2. Обратите внимание на речь Юры и Коли. Можно ли по ней судить о характерах мальчиков?
Перечитайте конец рассказа. Посмотрите, как много вложил Юра в одно только слово – словоузнал. Что же он, пережив этот день, это ожидание, узнал о друге? Что понял?
24.3. Поработайте над орфографией: 1) найдите слова с приставками первой группы (неизменяемыми приставками), подчеркните в них ошибкоопасные гласные и согласные; 2) выпишите не меньше 10 слов с проверяемыми безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова; 3) найдите два глагола 2-го спряжения с безударными личными окончаниями, объясните их правописание.
В копилку слов
мороженое
эскимо

1 Слова рассказчика и слова автора используются как синонимичные.
Г.Г. ГРАНИК,
Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Москва



________________________________________________________________________________

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В.И. СЛУЦКИЙ,
г. Петрозаводск


Урок развития речи по теме
«Описание животного.
Внешность и характер»

5 - 6 классы

Тема «Описание животного» традиционна для программы по развитию речи в средней школе. Целью таких уроков обычно является ознакомление детей с одним из типов речи (описанием), его особенностями, отличиями от других типов речи. Кроме того, дети учатся описывать, накапливают лексику, необходимую для описания животного.
В отличие от такого подхода, главной целью работы по этой теме в моей методике (см. «Русский язык» № 9/2003) является развитие самостоятельного мышления детей, точнее, одного из важнейших его навыков – умения различать видимость и суть (внешность и характер), форму и содержание, не отождествлять их, отделять друг от друга, устанавливать, как они связаны друг с другом. Дополнительная цель – учиться видеть детали, осознавать их роль, работать над умением подбирать детали в соответствии со своим замыслом.
В начале урока учитель говорит детям: вы знаете, что у каждого человека есть свой характер, который нередко отражается во внешности. У злого внешность обычно не такая, как у доброго; у энергичного и волевого – не такая, как у вялого и бесхарактерного. Например, вы легко можете сказать, чем обычно внешне отличается деятельный, активный человек от ленивого: как они двигаются, какие позы для них характерны, когда они сидят или стоят, какой у них взгляд?.. Ну вот, как видите, действительно связь между внешностью и характером есть, и у животных это тоже так. Вот пример.
Учитель читает текст 1 («Бандит»).
В нашем дворе было много кошек. Среди них выделялся бездомный черный кот по прозвищу Бандит.
Вернее, он был не черный, а грязно-серый, приземистый, коротконогий, с широкой мордой, злыми желтыми глазищами и разорванным ухом.
Повадки у этого кота были самые разбойничьи. Бывало, я вынесу котятам на крыльцо куриные косточки или рыбьи головы, а Бандит тут как тут: крадется осторожно на своих коротких лапах, и на морде у него так и написано: «Чего бы тут украсть?». Ужасно хитрая, злая и противная морда! Попробуй отойди на минутку – тут же разгонит котят и в полминуты все сожрет.
А однажды Бандит забрался к нам на кухню (дверь была открыта) и стянул со стола целую палку копченой колбасы – потом во дворе я нашел одну только целлофановую обертку от нее. Конечно, мы его не очень любили и гоняли со двора.
Но потом я случайно узнал, что у Бандита раньше были хозяева, но они переехали на новую квартиру, а его бросили, да еще и побили, когда он хотел увязаться за ними. После этого он и превратился в такого хулигана.
Узнав историю жизни Бандита, я пожалел его и стал иногда прикармливать. С тех пор он больше не обижает наших кошек и ничего не ворует у нас.
Согласитесь: есть связь между внешностью и характером этого кота?
А теперь попробуйте назвать детали, которыми автор описывает внешность кота Бандита.…
А если описать его так: кот темно-серый, уши небольшие, лапы короткие, морда широкая, глаза большие, желтые – будет виден характер?..
Получается, далеко не все во внешности связано с характером: нужно выбрать какие-то такие детали, которые отражают характер. Что же именно во внешности этого кота выражает его характер? (Грязная шерсть, разорванное ухо, злые глаза; крадется, а не бежит; на морде будто написано: «Чего бы тут украсть?»; не съест, а сожрет.)
Наверное, вы согласитесь, что внешность этого кота вполне соответствует его характеру: он Бандит, и внешность у него вполне бандитская.
Но так бывает не всегда. Нередко мы сталкиваемся с так называемой обманчивой внешностью. Как вы это понимаете: что такое обманчивая внешность?..
Вот пример животного – и это опять кот – с такой именно внешностью.
Текст 2 («Кот-толстовец») (толстовец – последователь учения Льва Толстого, в данном случае – тот, кто не ест мяса, вегетарианец).
В нашем подъезде жил кот по кличке Пурш. Хозяйка звала его Пуршиком: «Пуршик, Пу-уршик, Пу-уршик!» – умильно выпевала она, когда, бывало, кот долго не возвращался домой с прогулки. Так она могла повторять сотни раз, то понижая, то повышая голос.
Поселившись в этом доме, я довольно долгое время, не видя самого кота, был знаком с ним только по этому почти ежедневному хозяйкиному напеву и, конечно, представлял себе «Пуршика» в виде этакого веселого маленького комочка шерсти. И был поражен, когда наконец его увидел.
Как-то поздно вечером я возвращался домой. Поднимаясь по темной лестнице, случайно взглянул вверх и очень удивился. Почти на уровне моей головы на ступеньках сидел здоровенный зверь. Кто бы это мог быть? Я щелкнул выключателем. Зверь испугался, прыгнул вверх, но на площадке остановился. Это был ярко-рыжий кот чудовищных размеров, такого мне еще никогда не доводилось видеть. Шерсть его, длинная, мохнатая, торчала пучками в разные стороны, лапы короткие, туловище очень длинное и толстое и огромный пушистый хвост. Но самым замечательным в его внешности была морда: широкая, тупая, будто обрубленная, с огромными круглыми глазищами, толстая и свирепая. «И как это люди не боятся держать в квартире такую зверюгу?» – подумал я.
Но тут скрипнула дверь на верхнем этаже, и раздалось обычное: «Пуршик! Пуршик! Пуршик!». Услышав медовый голос хозяйки, чудище мотнуло хвостом, прыгнуло вверх чуть не через десять ступенек и скрылось. «М-да! – сказал я себе. – Это не Пуршик, а самое настоящее Пуршилище!».
Но и на этот раз я ошибся. Пуршик оказался очень робким и трусливым животным. Он боялся белья на веревке, хлопавшего на ветру, и прятался от него в кусты. Боялся ворон, хотя иногда и делал вид, что охотится на них, скорей всего чтобы убедить себя, что он их вовсе не боится. Пугался людей, даже детей, даже соседей, которых постоянно видел. Бывало, теплым летним днем подходишь к подъезду, а там возлежит наше Пуршище, занимая половину крыльца. Заметив меня, кот тут же вскакивает и смотрит на меня расширенными от ужаса глазами. Я ему: «Пуршик, здравствуй! Как дела? На солнышке греешься?». А он смотрит на меня с таким выражением, что, кажется, умей он говорить, обязательно сказал бы: «Ну, греюсь, греюсь. А ты чего мне зубы заговариваешь? Думаешь, я не понимаю, что ты меня съесть хочешь? Проходи-ка лучше подобру-поздорову!». И чуть только сделаешь шаг в его сторону, он панически бросается с крыльца вниз и, ломая кусты сирени и черемухи, бежит сломя голову неизвестно куда, будто за ним с ружьями гонятся.
Уж не знаю, от природы ли он был такой трусливый или это хозяйкина любовь так испортила.
А однажды мне посчастливилось наблюдать, как Пуршик охотился на мышку. Маленькие домовые мыши водились у нас в подвале, оттуда они иногда отваживались вылезать через какие-то щели – видимо, в поисках пищи. И вот подхожу я к подъезду, смотрю: на узкой полоске асфальта возле дома среди кучи бумажек и сухих листьев что-то шевелится. А на крыльце, выгнув спину, в какой-то странной напряженной позе застыл наш Пуршик. Подхожу ближе – мышка! Роется в бумажках, попискивает, а кота, нависшего прямо над ней, не замечает. А у Пурша прямо глаза вылезают из орбит от возбуждения.
Мне стало жалко бедную мышку, я хотел было уже прикрикнуть на кота, но в этот момент он прыгнул. Мышка отчаянно запищала и побежала вдоль стены дома от кота. Пурш же, вместо того чтобы сцапать мышь, испугавшись ее громкого писка, отскочил в сторону, потом прыгнул за ней – она опять как запищит! Кот опять в испуге отскочил. Так продолжалось довольно долго, и выглядело все это чрезвычайно комично, в особенности из-за того, что Пурш был раз в сто больше своей предполагаемой жертвы.
Но вот наконец кот, сам того не желая, загнал мышь в угол между стеной и следующим крыльцом. Мышка метнулась в одну сторону, в другую – деться некуда. Кот остановился, а что делать, не знает! Ведь он же кот-толстовец, никогда в жизни не пробовавший живой добычи.
Но тут мышь, совсем потеряв голову от страха, перестала тыкаться носом в стену, а с громким паническим писком метнулась прямо «под ноги» коту. И что же! Наш героический Пурш подпрыгнул в воздух, как мяч, и в ужасе отскочил в сторону. Я расхохотался.
Мышка между тем прибежала обратно к нашему крыльцу, юркнула там в какую-то щелку – и была такова!
Пуршик продолжал сидеть под кустом сирени и смотрел на меня выпученными глазами. Я укоризненно покачал головой и сказал: «Пуршик! Как же тебе не стыдно? Мышки испугался, да?». И, честное слово, у кота на морде появилось какое-то робкое, неуверенное выражение, будто ему и впрямь стало стыдно. Он отвернулся, махнул хвостом и заполз подальше в кусты: переживать свой невиданный позор.
С тех пор Пуршик больше не охотится на мышек, а я понял наконец, что хозяйка называет его правильно: ну какое же он Пуршилище? Он просто маленький безобидный и забавный Пуршик.
Какое впечатление производит внешность этого кота?.. Почему внешне кот кажется именно таким: назовите только те детали, которые все вместе создают именно такое впечатление?.. А есть ли здесь вполне нейтральные (не создающие впечатления свирепости кота) детали?.. (Есть: например, ярко-рыжая шерсть.) Почему автор рассказа так удивился, впервые увидев кота?.. А что означает слово умильно? Помните, хозяйка не просто звала кота, а умильно выпевала его имя – а как это? Ну-ка попробуйте так позвать, как она звала своего кота.… (Умильно – ласково и в то же время восхищенно.)
Наверное, вы заметили: автор называет кота то Пуршем, то Пуршиком, то Пуршищем и даже Пуршилищем. Зачем это ему нужно? (Имя Пуршик в устах хозяйки выражает ее отношение к коту, автор же произносит его с иронией: «Ну и Пуршик!». Пуршищем автор называет кота лишь однажды, когда тот лежит на крыльце, занимая половину его: это нужно, чтобы подчеркнуть, какой кот большой.
Пуршилище похоже на Страшилище – это значит не только «огромный», но и «страшный, опасный».)
Какое имя больше подходит этому коту, если принимать во внимание только его внешность? А если только характер?
Согласитесь: внешность его обманчива.
Вот еще одно описание животных с обманчивой внешностью: это фрагмент из повести Джералда Даррелла «Гончие Бафута», называется он «Спесивые жабы».
Текст 3 («Спесивые жабы»).
Этот день запомнился мне тем, что один из охотников принес мне двух больших прекрасных жаб. Таких жаб называют сухолистками, потому что они своей расцветкой напоминают сухой лист. Спинка у них кремового цвета с темными прожилками. Когда такая жаба сидит среди сухих листьев, заметить ее почти невозможно.
Научное же название их – «спесивые жабы». Действительно, на первый взгляд такая жаба кажется необычайно надменной. Кожа над большими глазами как бы вздернута и собрана острыми уголками: полное впечатление, будто жаба подняла брови и глядит на мир свысока, с язвительной насмешкой. Широко растянутый рот добавляет жабе аристократической надменности: углы его слегка опущены, словно жаба усмехается. Прибавьте к этому неторопливую, покачивающуюся походку и привычку через каждые два-три шага присаживаться и глядеть на вас с какой-то презрительной жалостью – и вы поймете, что перед вами самое надменное существо на свете.
Но скоро я убедился, что был глубоко несправедлив к своим толстушкам: они оказались вовсе не такими самодовольными, какими притворялись. На самом деле это робкие и застенчивые создания, они легко смущаются и начисто лишены самоуверенности; я подозреваю, что они даже страдают глубоким, неискоренимым комплексом неполноценности и их невыносимо важный вид – всего лишь попытка скрыть от мира неприглядную истину: они ничуть в себе не уверены. Это я совершенно случайно обнаружил в первый же вечер их пребывания в моей спальне. Я записывал их расцветку, а жабы сидели у моих ног на полу, и вид у них был такой, точно они обдумывали свои биографии для записи в Книгу Лордов. Мне надо было осмотреть повнимательней нижнюю половину их тела, поэтому я нагнулся и поднял одну из них двумя пальцами, я обхватил ее за туловище под передними лапками так, что она болталась в воздухе, и вид у нее при этом был самый жалкий – в такой позе просто немыслимо сохранить достоинство. Потрясенная подобным обращением, жаба громко, негодующе закричала и лягнула воздух толстыми задними лапками, но где ей было от меня вырваться! И ей пришлось болтаться в воздухе, пока я не закончил осмотра. Но когда я наконец посадил ее на прежнее место рядом с подругой, это была уже совсем другая жаба. В ней не осталось и следа прежнего аристократического высокомерия: на полу сидело сломленное, покорное земноводное. Жаба вся съежилась, большие глаза тревожно моргали, на физиономии ясно выражались печаль и робость. Казалось, она вот-вот заплачет.
Превращение это произошло так внезапно, что можно было только изумляться, и, как это ни смешно, я очень огорчился – ведь это я так ее унизил! Чтобы хоть как-то сгладить случившееся, я поднял вторую жабу, дал и ей поболтаться в воздухе – и эта тоже сразу утратила свою самоуверенность: едва я опустил ее на пол, она тоже стала робкой и застенчивой. Так они и сидели, приниженные, несчастные, и выглядели до того забавно, что я бестактно расхохотался.
(Если есть время, можно прочитать детям продолжение рассказа о жабах, его можно найти в конце гл. 1 повести «Гончие Бафута». Для словаря: надменный, спесивый, язвительный, аристократический, Книга Лордов.)
Какое впечатление производит внешность этих жаб? Какими они кажутся?.. Попробуйте назвать детали, создающие именно такое впечатление (неторопливая походка, уголки глаз подняты, будто жаба глядит на всех с презрением; широкий растянутый рот с опущенными углами, будто жаба усмехается). А есть ли здесь вполне нейтральные детали?..
Теперь обратите внимание: в нашем первом тексте – про кота Бандита – связь между внешностью и характером самая прямая: какой характер, такая и внешность. Во втором тексте она обратная: внешность свирепая, а характер, напротив, трусливый. Но самый интересный в этом смысле третий текст, потому что, по мнению автора, у жаб-сухолисток внешность не только обманчивая, но и намеренно обманчивая: по характеру они робкие, неуверенные в себе и, чтобы это скрыть, стараются выглядеть надменными. Психолог сказал бы, что это их «психологическая защита»: это как бы маска, которую они носят, чтобы спрятать под ней свое настоящее лицо.
Получается, что связь между внешностью и характером может быть трех типов – попробуйте сказать, какие это типы….
1) Прямая (какой есть, таким и выглядит).
2) Обратная (выглядит совсем не таким, какой в действительности).
3) Внешность является маской, для того и нужной, чтобы скрыть характер.
На этом заканчивается первое занятие по теме. Если у вас есть хорошее, большое и характерное изображение животного, можно предложить классу описать его внешность, выделив характерные детали.
На втором занятии класс слушает рассказы о животных, приготовленные учениками (такое задание нужно дать детям заранее, минимум за две недели до этого урока). Рассказывать можно о своем или о знакомом животном, можно пользоваться фотографией или картиной, можно пересказать фрагмент из прочитанной книги. Каждый рассказ анализируется и оценивается классом в соответствии с критериями:
1) Интересно ли было слушать?
2) Можно ли представить себе это животное?
3) Удачно ли подобраны детали для описания внешности животного?
4) Понятно ли, какой у него характер и какая связь между внешностью и характером?
5) Удалось ли найти удачные слова, выражения, сравнения для описания внешности животного?
Критерии оценки дети должны знать заранее (они даются вместе с заданием).
На третьем занятии происходит анализ всей работы класса по теме; еще раз отмечаются все удачи, находки, учитель стремится к тому, чтобы дети осознали, как именно удается добиться успеха в этой работе: сделать рассказ ярким, интересным, описав внешность животного, дать представление о его характере.

1 комментарий:

  1. На жаль, не кожен студент здатен таким матеріалом якісно скористатися, бо цей матеріал є власне методичними рекомендаціями, якими слід скористатися і створити свій урок. Для середньостатистичного студента тут не виділено ні етапи, ні навчальні ситуації, що створюються на уроці, відсутні тут і назви методів і прийомів. Такі матеріали наші студенти часто обходять стороною, вони радше скористаються примітивною розробкою з методички.
    Але уважний читач-практикант може знайти чималу користь і побудує красивий урок.

    Навіяло. Варто подумати усім.
    Усі мають розуміти, що такі конспекти, як ми вимагаємо від студентів, не пише вчитель щодня, і в журналах такі розгорнуті конспекти не публікуються. Але вчитель, який готується до важливого відкритого уроку, продумує його до найменшої деталі точно так, як ви, коли пишете свої конспекти.
    Дякуємо за привід для розмови.

    ОтветитьУдалить